Принципы музыкального служения в церкви. Часть 1

Есть вещи, которые играют в нашей жизни большую роль. С момента своего появления такую роль в общественной и религиозной жизни человека играла музыка. Она звучала, когда люди прощались и встречались, вступали в брак или умирали, когда уходили на войну и приходили с неё, трудились или отдыхали, смеялись или плакали.

Можно наблюдать значимость  музыки и в религиозной жизни человека. Пение под музыку занимало важное место в храмовом богослужении израильского народа. Первая церковь также использовала гимны во время своих богослужениий.

В наши дни христиане интенсивно используют музыку в поклонении своему Спасителю. При этом можно наблюдать огорчения в среде христиан на почве музыки. Молодые верующие критикуют музыкальные предпочтения старшего поколения. Старшее поколение в свою очередь не разделяет музыкальных предпочтений молодёжи. Поразительно, что данный Богом дар, который должен служить к созиданию, нередко становиться камнем преткновения, приводящим к разделениям в церкви.

Как решить проблему музыки в церкви? Как определить какое же музыкальное служение угодно Богу? Существуют самые разные ответы на этот вопрос. Но отвечая на него, важно увидеть, что Библия говорит о музыкальном служении.    

Первое, что ясно показано в Библии – музыкальное служение [1] это средство прославления Бога.

Пс. 91:2-4

Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.

Интересно, что о прославлении Господа в этих стихах сказано при помощи трёх разных слов. Они передают разные стороны хвалы, потому что славить Господа можно по-разному. Первое, «хорошо славить Яхве». Здесь глагол יָדָה (яда) слово имеет значение «давать благодарность, исповедовать».[2] Второе, «хорошо петь для имени Всевышнего». Здесь глагол זָמַר (замар) имеет значение «петь» или «играть на музыкальном инструменте».[3] Третье, «хорошо свидетельствовать другим о милости и истине Господа». Этот глагол נגד (нагад) имеет значение «провозглашать, открывать, говорить». [4]

Можно увидеть в этих стихах ещё три важных момента. Первое, прославление Бога не зависит от времени суток. Оно может быть как утром, так и ночью. Это подчёркивает идею постоянства и длительности. Две противоположности используются в тексте для того, чтобы показать, что Бог всегда достоин хвалы. Поэтому для прославления Бога подходит любое время суток. Второе, прославление Бог тесно связано с познание Его, потому что в центре хвалы находятся Божественные атрибуты, благодаря которым мир существует – это милость и истина Господа. Третье, прославление Бога может сопровождаться игрой на разных музыкальных инструментах. Здесь упоминается несколько музыкальных инструментов, которые могут сопровождать прославление (какой-то десятиструнный инструмент, гусли и мелодичная лира).

Анализируя эти слова можно сделать несколько выводов. Во-первых, поклонение – это образ жизни. Это никогда не прекращающийся процесс возвеличивания Бога. Непрестанная хвала каждый день, которая должна стать живой реальностью для всякого верующего человека.[5] Во-вторых, поклонение невозможно без глубокого понимания Божественных атрибутов. Без знания Бога и глубокой веры в Его обетования даже самый одарённый музыкант не сможет достойно прославить Господа. Наш мир был создан и поддерживается Богом. Наш мир продолжает существовать благодаря милости Господа. Божья истина будет стоять навеки. Это значит, мы не должны тревожиться по поводу нашего будущего, а за всё славить благого Бога. В-третьих, как мы видим, музыка играет лишь вспомогательную, а не доминирующую роль в прославлении Бога. Поэтому споры об угодном Богу музыкальном служении должны протекать главным образом в плоскости его словесного содержания, а не допустимых и недопустимых стилей, инструментов и т д. Музыка никогда не должна отодвинуть в сторону словесное содержание прославления – библейскую истину о Боге. Только Библия даёт нам тот фундамент, на котором должно строиться здание правильного прославления. Только она открывает нам Бога во всей полноте и направляет к правильному поклонению. Музыка является только приятным дополнением к тому, что исходит из разума преображённого Словом Бога в адрес Бога. Музыка должна создавать хороший эмоциональныq фон для выражения этой хвалы, не претендуя при этом на доминирующую роль.

 Содержание музыки славящей Бога.

Глагол «славить» означает величать, восхвалять, воздавать почести и благодарность. Человек может выражать свое отношение к Богу, исполняя музыкальные произведения особенного содержания. Чтобы прославление было правильным необходимо иметь правильное представление о Боге и тех причинах, которые делают Его достойным этой хвалы. В Псалтири 27:6-7; 34:28; 47:10-15, очень хорошо показаны причины прославления Бога. Осознавая, Кто есть Бог, человек воздаёт ему хвалу, перечисляя Его качества и атрибуты. В Новом Завете в Лук. 2:46-55 можно увидеть гимн Марии, также прославляющий Бога великолепным содержанием.

Современной церкви важно научиться анализировать содержание своих гимнов на предмет их богословского содержания. Какие атрибуты Бога и насколько хорошо представлены в этих гимнах? Не наполнены ли гимны искажёнными представлениями о Боге? Создаёт ли музыка, сопровождающая эти гимны приемлемый эмоциональный фон для прославления и научения?

Состояние человека славящего Бога

Обсуждая тему прославления Бога музыкой важно обратить внимание на личность того, кто это делает. Каким с позиции Библии должен быть человек воздающий хвалу Богу с помощью музыки? В Писании часто идёт призыв всем славить Бога (Пс. 148), но вместе с тем мы видим, что правильно славить Бога может тот, кто знает Его и стремиться к праведности (Пс. 21:24; 32:1). Человек незнающий Бога не способен прославлять Его (Пс. 91:7). Не может быть и речи о хвале Богу из уст нечестивого человека (Пс. 9:24-25). В первую очередь музыкант или певец, участвующий в музыкальном служении церкви должен знать Бога. Без веры и знания не возможно правильно передать истину о Боге другим, прославить Его всем сердцем. Каково сердце, такова и жизнь и та «музыка», которая исходит из него.

Невозможно славить Бога за Его чистоту и святость и в то же время оставаться с грехом в сердце. Эта проблема хорошо показана в Пс. 50:12-19, где Давид просит прощения и очищения для его сердца, чтобы снова восхвалять Бога. Этот муж не может петь и славить Бога, потому что в недолжном состоянии. Он понимает, что Господь не примет его хвалу, потому что это не искреннее поклонение, а значит не угодное Богу.

Можно видеть, что для угодного Богу прославления  всякому человеку необходимо верить в Бога, знать Его и удаляться от греха. Христианин, который участвует в музыкальном служении своей поместной церкви, должен регулярно анализировать свою жизнь. Чем она наполнена? Что происходит во взаимоотношениях с ближними? Нет ли тайного греха, который может лишить радости истинного поклонения?

Очень плохо, когда человек думает, что угождает Богу своим служением, на самом же деле вызывает Его гнев. В Исаии 1:11-20 видна позиция Бога по отношению к двуличным людям, которые лицемерят перед Ним. Такое «служение» не угодно Ему (Ам. 5:23-24).

Итак, первое, что ясно показано в Библии относительно музыкального служения – это средство прославления Бога. Чтобы музыкальное служение принесло плод для славы Бога, оно должно быть наполнено соответствующим содержанием и совершаться людьми, которые знают Бога и чтят Его своей жизнью.

Продолжение следует…

[1] Музыкальное служение – служение в церкви Богу посредством музыки и пения.

[2] William L. Holladay, A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (Leiden: Brill, 2000), 128.

[3] BDB, 248.

[4] Holladay, 226.

[5] Стивен Лоусон, Псалтирь. Экспозиционный комментарий, ред. Макс Андерс, перевод с англ. А. Прокопенко (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2010), 2:109.

 

 

Руслан Качур

Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г.Киев M.Div., ИБС, Th.M., ЕВТС

http://pastor.org.ua/printsipy-muzykalnogo-sluzheniya-v-tserkvi-chast-1/

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка, являетесь ли вы человеком